ТВОРЧЕСТВО ИЕРОНИМА БОСХА

Поклонение Младенцу, Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн, 1568. Картина. Приписывалась Босху.

Аллегория чревоугодия и любострастия, Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, 1494-1500. Картина. Работа Босха.

Несение Креста, Музей истории искусств, Вена, 1500. Картина. Работа Босха.

Несение Креста, Музей изящных искусств, Гент, 1510 - 1535. Картина. Приписывается Босху.

Несение Креста, Королевский дворец, Мадрид, 1498 - 1505. Картина. Работа Босха.

Увенчание терновым венцом, Монастырь Сан-Лоренсо, Эскориал, 1510. Картина. Работа Босха.

Увенчание терновым венцом, Национальная галерея, Лондон, 1498 - 1505. Картина. Работа Босха.

Концерт в яйце, Музей изящных искусств, Лилль, 1561. Картина. Приписывалась Босху.

Распятие с Донатором, Королевские Музеи Изящных Искусств, Брюссель, 1480 - 1485. Картина. Работа Босха.

Извлечение камня глупости, Прадо, Мадрид, 1494. Картина. Работа Босха.

Смерть Скупца, Национальная галерея искусства, Вашингтон, 1494. Картина. Работа Босха.

Смерть Распутницы, Частное собрание, Нью-Йорк, 1500 - 1600. Картина. Приписывается Босху.

Ecce Homo, Музей Искусств, Индианаполис, Филадельфия, 1490. Картина. Приписывается Босху.

Ecce Homo, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне, 1475 - 1485. Картина. Работа Босха.

Голова Алебардщика, Прадо, Мадрид, 1450–1516. Картина. Приписывается Босху.

Голова Женщины, Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам, 1500. Картина. Приписывается Босху.

Святой Христофор, Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам, 1496 – 1500. Картина. Работа Босха.

Святой Иаков и Чародей, Музей изящных искусств, Валансьен, 1450 – 1516. Картина. Приписывалась Босху.

Святой Иероним за молитвой, Музей изящных искусств, Гент, 1482. Картина. Работа Босха.

Святой Иоанн Креститель в пустыне, Собрание Хосе Ласаро Гальдиано, Мадрид, 1489 - 1505. Картина. Работа Босха.

Святой Иоанн на Патмосе, Берлинская картинная галерея, Берлин, 1495 - 1505. Картина. Работа Босха.

Корабль дураков, Париж, Лувр, 1491—1500. Картина. Работа Босха.

Поклонение Волхвов, Метрополитен-музей, Нью-Йорк, 1468 - 1560. Картина. Приписывалась Босху.

Поклонение Волхвов, Музей Искусств, Филадельфия, 1499. Картина. Приписывается Босху.

Фокусник, Муниципальный музей, Сен-Жермен-ан-Ле, 1502. Картина. Работа Босха.

Страшный Суд, Старая пинакотека, Мюнхен, 1506-1508. Картина. Приписывается Босху.

Брак в Кане Галилейской, Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам, 1475 - 1565. Картина. Работа Босха.

Семь смертных грехов и Четыре последние вещи, Музей Прадо, Мадрид, 1475 - 1480. Картина. Работа Босха.

Искушение святого Антония, Прадо, Мадрид, 1500–1525. Картина. Приписывалась Босху.

Блудный сын, Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам, 1500 - 1510. Картина. Работа Босха.

Две мужские головы, Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам, 1475 - 1525. Приписывалась Босху.

Ад и Потоп, Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам, 1514.

Поклонение Волхвов, Музей Прадо, Мадрид, 1485-1500.

Святые Отшельники , Дворец Дожей, Венеция, 1493-1499.

Сад Земных Наслаждений, Музей Прадо, Мадрид, 1503–1504.

Воз Сена, Музей Прадо, Мадрид, 1516.

Страшный Суд, Академия Изобразительных Искусств, Вена, 1504.

Страшный Суд, Музей Груниге, Брюгге, 1486.

Распятая Мученица, Дворец Дожей, Венеция, 1497.

Искушение Cвятого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон, 1501.

Видения загробного мира, Дворец Гримани, Венеция, 1490–1516.

Смешная Сцена с Цирюльником, Британский Музей, Лондон, 1477 – 1516. Рисунок. Работа Босха.

Крестьянин и три фигуры, Гравюрный кабинет, Берлин. 1450 - 1516. Рисунок. Приписывается Босху.

Улей и ведьмы, Альбертина, Вена. 1450 - 1516. Рисунок. Работа Босха.

Нищие, Альбертина, Вена. 1450 - 1516. Рисунок. Приписывается Босху.

Нищие и калеки, Альбертина, Вена. 1450 - 1516. Рисунок. Приписывается Босху.

Несение Креста, музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам, 1424 - 1495. Рисунок. Приписывался Босху.

Несение Креста - Ecce Homo, Художественный музей Крокера, Сакраменто. 1563. Рисунок. Приписывался Босху.

Смерть скупца, Париж, Лувр, 1500. Рисунок. Приписывался Босху.

Гротескные лица, музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам. 1465 - 1516. Рисунок. Приписывался Босху.

Десять зрителей, Библиотека Пирпонта, Нью Йорк, 1465 – 1516. Рисунок. Приписывается Босху.

Человек-дерево, Альбертина, Вена, 1470. Рисунок. Работа Босха.

Дева Мария и Святой Иоанн, Гравюрный Кабинет Дрезденского Замка, Дрезден, 1465 – 1516. Рисунок. Приписывается Босху.

Монстры, Музей Ашмола, Оксфорд, 1465 - 1516. Рисунок. Приписывался Босху.

Монстры и наборски к Искушениям Святого Антония, Париж, Лувр, 1465 - 1516. Рисунок. Приписывается Босху.

Святой Петр, преклонивший колени, Собрании P. and N. de Boer, Амстердам, 1450 - 1516. Рисунок. Приписывается Босху.

Сцены в Аду, Государственный музей, Берлин, 1465 - 1516. Рисунок. Приписывается Босху.

Корабль в огне, Академия изобразительных искусств, Вена, 1465 - 1516. Рисунок. Приписывается Босху.

Корабль дураков, Париж, Лувр, 1490. Рисунок. Приписывался Босху.

Наброски монстров, Гравюрный кабинет, Берлин. 1450 - 1516. Рисунок. Работа Босха.

Погребение Христа, Британский Музей, Лондон, 1507. Рисунок. Приписывается Босху.

Гнездо сов, музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам. 1450 - 1516. Рисунок. Работа Босха.

Искушения Святого Антония, Государственный музей, Берлин, 1465 - 1516. Рисунок. Приписывается Босху.

Слышащий лес и зрячее поле, Гравюрный кабинет, Берлин, 1500. Рисунок. Работа Босха.

Два монстра, Гравюрный кабинет, Берлин. 1450 - 1516. Рисунок. Работа Босха.

Два фарисея, Собрание Леманов, музей Метрополитен, Нью-Йорк, 1465 - 1516. Рисунок. Приписывается Босху.

Две ведьмы, музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам. 1450 - 1516. Рисунок. Работа Босха.

Ведьмы, Париж, Лувр, 1475-1525. Рисунок. Работа Босха.

Техника Иеронима Босха называется "алла прима". Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. То есть он писал картину сразу, без предварительных прорисовок и эскизов. Босх приводил в восхищение современников своей живописной техникой. На фоне суховатой живописи большинства фламандских и голландских художников того времени с их надоевшими драпировками и навязчивой анатомией, его картины выглядят живыми и динамичными.

На деревянной поверхности, обработанной слоем просвечивающего розоватого лака поверх грунтовой основы, цвет становится блестящим и прозрачным, играет розовыми и лиловыми оттенками в соседстве с небесно-голубыми, желтыми, нефритово-зелеными, коричневыми, вспыхивает оранжевым, кармином, серно-желтым в зареве пожаров и растворяется в сложной гамме световых завес в изумительных пейзажах. Иногда он становится почти «импрессионистическим», сгущаясь в тончайших зигзагах и мерцающих прожилках, полученных от прикосновения щеточки с белой краской. В произведениях последнего периода цвет, наоборот, свободно ложится на плоскую поверхность, образуя выразительные контрасты.

Если в ранних произведениях Босх еще более или менее придерживается традиционной перспективы, то в больших фантасмагориях зрелого периода он изобретает новую технику. Фигуры как бы выталкиваются на первый план, постоянно вытесняя друг друга, при полном отсутствии каких-либо указаний на окружающую обстановку и отказе от всех законов перспективы.

Для современников Босха его картины имели не только больший, но и во многом иной, чем для нас с вами, смысл. Босх использовал принятую в средневековье символику. Значение многих символов уже безвозвратно утеряно или изменилось. Тем не менее, можно говрить о следующем.

Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Алхимические стадии превращения зашифрованы в цветовых переходах; зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары, являясь символами Ада, одновременно намекают на огонь в опытах алхимиков; герметичный же сосуд или плавильный горн — это ещё и эмблемы чёрной магии и дьявола.

Босх использует и общепринятую в средневековье символику бестиария — «нечистых» животных: на его картинах встречаются верблюд, заяц, свинья, лошадь, аист, змею и множество других. Жаба, в алхимии обозначающая серу, — это символ дьявола и смерти, как и всё сухое — деревья, скелеты животных.

А также: лестница — символ пути к познанию в алхимии или полового акта; перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости; ключ (часто по форме не предназначенный для открывания) — познание или мужской половой орган; отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией; стрела — символизирует таким образом «зло», иногда торчит поперёк шляпы, иногда пронзает тела, порой даже воткнута в анус полуголой персоны (что также означает намек на «испорченность»); сова — в христианских картинах может быть интерпретирована не в антично-мифологическом смысле (как символ мудрости), а в контекстах к персонам, которые себя коварно вели либо предавались смертному греху, тут сова служит злу как ночная птица и хищник и символизирует глупость, духовную слепоту и безжалостность всего земного; чёрные птицы — грех.

На его картинах Люцифер принимает разные облики: это традиционные черти с рогами, крыльями и хвостом, насекомые, полулюди - полуживотные, существа с частью тела, превращенной в символический предмет, антропоморфные машины, уродцы без туловища с одной огромной головой на ножках, восходящие к античным гротескным образам. Часто демоны изображаются с музыкальными инструментами, в основном духовыми, которые порой становятся частью их анатомии, превращаясь в нос - флейту или нос-трубу. Наконец, зеркало, традиционно дьявольский атрибут, связанный с магическими ритуалами, у Босха становится орудием искушения в жизни и осмеяния после смерти.

Изображение человека в обнимку с совой расценивали как предпочтение мудрости любовным утехам. Однако сова, занимающая важное место практически на всех картинах Босха, может быть истолкована по-разному. Это символ Сатурна и человека, пребывающего под влиянием этой планеты, - «сатурнианцы» хмуры, склонны к меланхолии, бродяжничеству, но также и к наукам. Она знак тьмы, ереси, злых сил, а также человеческой слепоты, глупости. Сова использовалась в качестве приманки для ловли других птиц и, следовательно, могла быть символом искушения или обмана. Но чаще всего сова, ничего не видящая днем (как принято было считать), символизирует душу человека, пребывающего в грехе. Так же как пустой или перевернутый сосуд, скорлупа, кожура, дуплистое дерево обозначают бренную оболочку. «Слепец» и «хромец» - сова и пустой кувшин - это душа и тело человека, забывшего Бога. В изображении «сладострастных» плодов - винограда, граната, клубники, ежевики, яблока - исследователи видели аллегорию распутства, плотских наслаждений, преходящих радостей. Но значение многих из этих плодов могло быть и совсем иным. Так, вишню иногда называют райской ягодой, ее сладость символизирует мягкость натуры доброго человека. Ежевика - символ чистоты Девы Марии, которая породила пламя божественной любви, но не сгорела от вожделения. Земляника - знак праведности и трудолюбия. По средневековым представлениям, бабочка - знак ветреного желания, утка - разврата, поскольку погружается в грязь по самые глаза. Удод рядится в прекрасные перья, но питается испражнениями - он более греховен, нежели сам дьявол.

О том, как выглядел сам Босх, можно судить по портрету, выполненному пером, из так называемого "Аррасского сборника" - здесь он изображен уже в летах. Считается, что он "включил себя" в некоторые свои картины - фигура на первом плане слева в "Восхождении на Голгофу" и голова "человека дерева яйца" в триптихе "Сад наслаждений".

карта сайтаконтактреклама
Рейтинг@Mail.ru