ТВОРЧЕСТВО ИЕРОНИМА БОСХА

Поклонение Младенцу, Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн, 1568. Картина. Приписывалась Босху.

Аллегория чревоугодия и любострастия, Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, 1494-1500. Картина. Работа Босха.

Несение Креста, Музей истории искусств, Вена, 1500. Картина. Работа Босха.

Несение Креста, Музей изящных искусств, Гент, 1510 - 1535. Картина. Приписывается Босху.

Несение Креста, Королевский дворец, Мадрид, 1498 - 1505. Картина. Работа Босха.

Увенчание терновым венцом, Монастырь Сан-Лоренсо, Эскориал, 1510. Картина. Работа Босха.

Увенчание терновым венцом, Национальная галерея, Лондон, 1498 - 1505. Картина. Работа Босха.

Концерт в яйце, Музей изящных искусств, Лилль, 1561. Картина. Приписывалась Босху.

Распятие с Донатором, Королевские Музеи Изящных Искусств, Брюссель, 1480 - 1485. Картина. Работа Босха.

Извлечение камня глупости, Прадо, Мадрид, 1494. Картина. Работа Босха.

Смерть Скупца, Национальная галерея искусства, Вашингтон, 1494. Картина. Работа Босха.

Смерть Распутницы, Частное собрание, Нью-Йорк, 1500 - 1600. Картина. Приписывается Босху.

Ecce Homo, Музей Искусств, Индианаполис, Филадельфия, 1490. Картина. Приписывается Босху.

Ecce Homo, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне, 1475 - 1485. Картина. Работа Босха.

Голова Алебардщика, Прадо, Мадрид, 1450–1516. Картина. Приписывается Босху.

Голова Женщины, Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам, 1500. Картина. Приписывается Босху.

Святой Христофор, Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам, 1496 – 1500. Картина. Работа Босха.

Святой Иаков и Чародей, Музей изящных искусств, Валансьен, 1450 – 1516. Картина. Приписывалась Босху.

Святой Иероним за молитвой, Музей изящных искусств, Гент, 1482. Картина. Работа Босха.

Святой Иоанн Креститель в пустыне, Собрание Хосе Ласаро Гальдиано, Мадрид, 1489 - 1505. Картина. Работа Босха.

Святой Иоанн на Патмосе, Берлинская картинная галерея, Берлин, 1495 - 1505. Картина. Работа Босха.

Корабль дураков, Париж, Лувр, 1491—1500. Картина. Работа Босха.

Поклонение Волхвов, Метрополитен-музей, Нью-Йорк, 1468 - 1560. Картина. Приписывалась Босху.

Поклонение Волхвов, Музей Искусств, Филадельфия, 1499. Картина. Приписывается Босху.

Фокусник, Муниципальный музей, Сен-Жермен-ан-Ле, 1502. Картина. Работа Босха.

Страшный Суд, Старая пинакотека, Мюнхен, 1506-1508. Картина. Приписывается Босху.

Брак в Кане Галилейской, Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам, 1475 - 1565. Картина. Работа Босха.

Семь смертных грехов и Четыре последние вещи, Музей Прадо, Мадрид, 1475 - 1480. Картина. Работа Босха.

Искушение святого Антония, Прадо, Мадрид, 1500–1525. Картина. Приписывалась Босху.

Блудный сын, Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам, 1500 - 1510. Картина. Работа Босха.

Две мужские головы, Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам, 1475 - 1525. Приписывалась Босху.

Ад и Потоп, Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам, 1514.

Поклонение Волхвов, Музей Прадо, Мадрид, 1485-1500.

Святые Отшельники , Дворец Дожей, Венеция, 1493-1499.

Сад Земных Наслаждений, Музей Прадо, Мадрид, 1503–1504.

Воз Сена, Музей Прадо, Мадрид, 1516.

Страшный Суд, Академия Изобразительных Искусств, Вена, 1504.

Страшный Суд, Музей Груниге, Брюгге, 1486.

Распятая Мученица, Дворец Дожей, Венеция, 1497.

Искушение Cвятого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон, 1501.

Видения загробного мира, Дворец Гримани, Венеция, 1490–1516.

Смешная Сцена с Цирюльником, Британский Музей, Лондон, 1477 – 1516. Рисунок. Работа Босха.

Крестьянин и три фигуры, Гравюрный кабинет, Берлин. 1450 - 1516. Рисунок. Приписывается Босху.

Улей и ведьмы, Альбертина, Вена. 1450 - 1516. Рисунок. Работа Босха.

Нищие, Альбертина, Вена. 1450 - 1516. Рисунок. Приписывается Босху.

Нищие и калеки, Альбертина, Вена. 1450 - 1516. Рисунок. Приписывается Босху.

Несение Креста, музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам, 1424 - 1495. Рисунок. Приписывался Босху.

Несение Креста - Ecce Homo, Художественный музей Крокера, Сакраменто. 1563. Рисунок. Приписывался Босху.

Смерть скупца, Париж, Лувр, 1500. Рисунок. Приписывался Босху.

Гротескные лица, музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам. 1465 - 1516. Рисунок. Приписывался Босху.

Десять зрителей, Библиотека Пирпонта, Нью Йорк, 1465 – 1516. Рисунок. Приписывается Босху.

Человек-дерево, Альбертина, Вена, 1470. Рисунок. Работа Босха.

Дева Мария и Святой Иоанн, Гравюрный Кабинет Дрезденского Замка, Дрезден, 1465 – 1516. Рисунок. Приписывается Босху.

Монстры, Музей Ашмола, Оксфорд, 1465 - 1516. Рисунок. Приписывался Босху.

Монстры и наборски к Искушениям Святого Антония, Париж, Лувр, 1465 - 1516. Рисунок. Приписывается Босху.

Святой Петр, преклонивший колени, Собрании P. and N. de Boer, Амстердам, 1450 - 1516. Рисунок. Приписывается Босху.

Сцены в Аду, Государственный музей, Берлин, 1465 - 1516. Рисунок. Приписывается Босху.

Корабль в огне, Академия изобразительных искусств, Вена, 1465 - 1516. Рисунок. Приписывается Босху.

Корабль дураков, Париж, Лувр, 1490. Рисунок. Приписывался Босху.

Наброски монстров, Гравюрный кабинет, Берлин. 1450 - 1516. Рисунок. Работа Босха.

Погребение Христа, Британский Музей, Лондон, 1507. Рисунок. Приписывается Босху.

Гнездо сов, музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам. 1450 - 1516. Рисунок. Работа Босха.

Искушения Святого Антония, Государственный музей, Берлин, 1465 - 1516. Рисунок. Приписывается Босху.

Слышащий лес и зрячее поле, Гравюрный кабинет, Берлин, 1500. Рисунок. Работа Босха.

Два монстра, Гравюрный кабинет, Берлин. 1450 - 1516. Рисунок. Работа Босха.

Два фарисея, Собрание Леманов, музей Метрополитен, Нью-Йорк, 1465 - 1516. Рисунок. Приписывается Босху.

Две ведьмы, музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам. 1450 - 1516. Рисунок. Работа Босха.

Ведьмы, Париж, Лувр, 1475-1525. Рисунок. Работа Босха.

Настоящее имя Иеронима Босха - Йероен (в латинизированном варианте Хиеронимус, Hieronimus) Антонисон Ван Акен. Йероен Ван Акен, позже прозванный Босхом, родился в Хертогенбосе около 1460 года (иногда называется 1450 год) в большой семье потомственных художников. В те времена Хертогенбос (в переводе "герцогский лес") был один из четырех крупнейших центров герцогства Брабант, владения герцогов Бургундских. Городок во времена Босха славился торговыми связями, а также производством органов и колоколов. Хертогенбос ныне находится на территории Нидерландов, неподалеку от бельгийской границы, является административным центром провинции Северный Брабант.

Семейство Ван Акенов происходило из немецкого города Ахена - Ван Акен и означает "из Ахена". Живописцами были Ян Ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти его сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Дед Босха Ян ван Акен, умерший в 1454 году, выполнял заказы Братства Богоматери. Полагают, что он автор фрески «Распятие» в соборе Св. Иоанна в Хертогенбосе. Живописью занимался и брат Иеронима - Гооссен. Mать происходила из семьи резчика по дереву. Так что Иероним был с детства окружен художественной средой, приобщался к ремесленным традициям.

О периоде обучения Босха как художника ничего не известно, вероятно, первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской. Мастерская выполняла самые разнообразные заказы — в первую очередь, это стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари. В городском архиве до сих пор хранится большое число заключенных с ними договоров на изготовление росписей и картин для различных храмов и монастырей. В 1478 году отец Босха умер, и мастерскую унаследовал его брат Гооссен.

По-видимому, учителями Босха были не только его отец, но и приезжавший в город и подолгу живший в нем известный голландский художник Дирк Боутс. Вероятно, имело место обучение в нидерландских городах Харлеме и Делфте, где молодой художник познакомился с искусством Рогира Ван Дер Вейдена, Гертгена Тот Синт Янса, влияние которых ощущалось потом в разные периоды его творчества.

В 1480 году Босх вернулся в Хертогенбос уже свободным мастером-живописцем, тогда же впервые упомянут в сохранившихся документах религиозного «Братства Богородицы» как «Хиеронимус-живописец». Там зафиксировано, что он приобрел две створки старого алтаря, незавершенного его отцом. Он предпочел обособиться от прочих представителей своего рода и взять псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch).

Предположительно, первые известные его картины, носившие сатирический характер, относятся к середине и концу 1470-х годов, например - «Брак в Кане» или «Фокусник». Картина «Удаление камней глупости» («Операция глупости») приближенно датируется 1480 годом.

Примерно в 1478 - 1481 году Босх женится на Алейт Гойартс, девушке из богатой и знатной купеческой семьи Ван Дер Меервенне (Мервей), которую по-видимому знал с детства. С Алейт он получил в приданое солидное состояние и право им распоряжаться. После женитьбы Босх поселился в небольшой пригородной деревне Оерошорт, где у него был доставшийся от жены дом и обширный участок земли. После брака Босх не испытывал недостатка в средствах (это подтверждено документально - он платил большие налоги) . Детей у них не было. А вот деньги, помимо прочего, давали не только материальное благополучие и положение в обществе, но и творческую свободу: даже выполняя заказы, он мог себе позволить писать так, как хотел.

Полагают, что сразу после свадьбы Босх пишет картину «Семь смертных грехов». Испанский король Филипп II позже распорядился повесить её в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале - чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Здесь еще чувствуется неуверенность штриха молодого художника, он использует лишь отдельные элементы символического языка, которые позже заполнят все его произведения.

Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян. Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года). Его члены много занимались благотворительной и просветительской деятельностью. Символом братства был белый лебедь, и его члены называли себя «братьями лебедя». Братья ежегодно собирались на пиршество - «лебединые трапезы», где основным блюдом было жаркое из этой птицы. Согласно документам, «Иеронимус Антониссон ван Акен» вступил в Братство Богоматери в 1486 году, а годом позже, в 1487 году, стал его почетным членом. В эти годы в братстве состояли 353 члена. В дальнейшем Босх будет жертвовать братству деньги и свой труд.

В 1488 - 1489 году ему поручили расписать две створки алтаря для капеллы его братства в соборе Св. Иоанна. Известно, что эта работа получила высокую оценку Филиппа Красивого, будущего короля Кастилии, но до наших дней не сохранилась. 7 февраля 1492 года он передал братству сделанный на старых простынях эскиз для цветного витража капеллы, которые изготовили в период с 1493 по 1494 год. В архиве Хертогенбоса сохранилась запись о том, что в 1498 году лебедя для очередно «лебединой трапезы» подарил Босх, в связи с чем был назначен "председателем пиршества".

Помимо картин для капеллы Братства Богоматери и прочих поручений Братства, Босх выполнял и другие заказы. Среди тех, кто заказывал ему картины, встречаются столь именитые фамилии, как Хосс и Берг, из самых влиятельных в Хертогенбосе семейств. Но Босха вскоре узнали и за пределами городской общины. «Именитый мастер» - так называли Босха в Хертогенбосе, прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. В 1500 году Иероним Босх завершает работу над своей знаменитой картиной "Корабль дураков". Считается, что это лишь часть написанного им триптиха.

С 1503 по 1504 годы он делает для Братства гербовые печати. В сентябре 1504 года художник получил 36 фунтов аванса за «Суд Бога, восседающего в раю, и Ад», как значился в документе заказ, сделанный ему одним из Габсбургов - правителем Нидерландов и королём Кастилии Филиппом I Красивым. Многие считают, что это и есть триптих «Страшный суд», хотя сохранившееся полотно имеет другие размеры, нежели те, что указаны в контракте.

С 1508 по 1509 год он руководит работами по росписи и позолоте нового, резного алтаря капеллы Братства, в 1509 году изготовил форму для медного канделябра, в 1511 - 1512 - для распятия, в 1512 1513 - для паникадилы. Ни одна из этих работ не сохранилась. На протяжении всего этого периода он участвовал также в оформлении шествий и таинств братства. Босх был не только живописцем, но и неплохим кузнецом. Известно, что для главного собора города он сделал большую картину на стекле, для которой собственноручно изготовил металлическую раму. Кроме живописи Босх занимался изготовлением гравюр. Их оттиски распространялись в разных городах.

Другими важными религиозными сообществами родного города Босха были две общины "Братства Общей Жизни", выступавшего против ереси и развращенности духовенства. В местной школе Братства Общей Жизни два года проходил обучение молодой Эразм Роттердамский. Босх был знаком и на протяжении многих лет поддерживал дружеские отношения с Эразмом Роттердамским, мотивы книг которого часто встречаются на его картинах.

Как и все образованные люди своего времени, Босх увлекался алхимией и был знаком со средневековой демонологией. Одним из его друзей был известный голландский богослов Дионисий ван Рейкель, который основал неподалеку от Хертогенбоса монастырь. Позже он был подвергнут преследованию и наказан инквизицией по обвинению в колдовстве. Но Босх не отрекся от друга и продолжал видеться с ним. Факт же принадлежности Босха к Братству Богоматери делает безосновательными все попытки причислить его к какой-либо из еретических сект. Босх не считался еретиком ни при жизни, ни после смерти.

Во времена самой свирепой инквизиции его заказчиками и почитателями были самые высокопоставленные особы. «Страшный суд» (по всей видимости, не сохранился) заказал художнику герцог Бургундии Филипп I Красивый, «Сад земных наслаждений» - Генрих III, герцог Нассау-Бреда, будущий придворный императора Карла V, а работа «Семь смертных грехов» висела в личных покоях короля Испании Филиппа II, яростно преследовавшего еретиков. Образ святого Антония был заказан Босху в 1516 году Маргаритой Австрийской, сестрой Филиппа I, ставшей после его смерти наместницей Нидерландов: знаменитый лиссабонский триптих «Искушение св. Антония», находившийся в замке Аюда, был куплен и увезён в Португалию. Не менее трёх работ мастера к 1521 году находилось и в коллекции столь влиятельного мецената, как венецианский кардинал Доменико Гримани.

Насколько известно, в Хертогенбосе Иероним прожил всю жизнь, никуда не выезжая. Умер он тоже там в 1516 году. 9 августа 1516 года в капелле Богоматери церкви Святого Иоанна состоялось торжественное отпевание брата Иеронима, "выдающегося художника" (pictor insignis). Он был с почестями похоронен в Хертогенбосе. Полгода спустя после смерти Босха в 1516 году его жена раздала то немногое, что после Босха осталось, его наследникам. Есть все основания считать, что Иероним Босх никогда не был владельцем какой-либо недвижимости. Жена Босха пережила мужа на три года.

Босх не оставил после себя ни дневников, ни писем, ни достоверных автопортретов. Точные факты из жизни художника известны только из книг счетов Братства Богоматери, с которым связана жизнь семьи Акенов и жизнь самого Босха. Как живописец Иероним Босх стал известен еще при жизни. Но позднее много веков большая часть его произведений оставалась в забвении...

карта сайтаконтактреклама
Рейтинг@Mail.ru